Название:
Изгнанник (последний изгнанник)
Last Exile
год [2003]
Производство:  Япония, GONZO Digimation("Хеллсинг", "Последняя субмарина")
Жанр: паропанк(точнее дизельпанк), приключения, сёнэн
Тип: ТВ (26 эпизодов), 24 мин.

Телетрансляция: с 07.04.2003 по 29.09.2003

Режиссер: Тигира Койти
Сценарий: Тигироа Койти, Тамиока Кацухиро, Ямашита Томохиро
Дизайнеры: Хираучи Осаму, Маэда Махиро(“Аниматрица”, “Евангелион”, “Голубая субмарина №6),
Мурао Минору, Рэнж Мурата
Композитор: Куройси Хитоми - Dolce Triade

Сэйю:
Альвис Гамильтон - Шираки Анна (Shiraki Anna)
Алекс Роу - Морикава Тосиюки (Morikawa Toshiyuki)
Алисия - Куватани Нацуко (Kuwatani Natsuko)
Дио Эраклеа - Нода Дзюнко (Noda Junko)
Клаус Валка - Асано Маюми (Asano Mayumi)
Лави Хед - Сайто Сенва (Saitou Senwa)
Люсиола - Ханба Тамо (Hanba Tomoe)
Татьяна - Кутимура Эри (Kitamura Eri)


Краткое содержание:
Талантливый юный пилот Клаус и его штурман, очаровательная Лави, п опадают в невероятный круговорот событий: они оказываются в самом центре кровопролитной битвы между воздушными флотилиями двух соперничающих государств, участвуют в головокружительных гонках на ваншипах, спасают жизнь таинственной девочке Аль и, в итоге, оказываются на борту "Сильваны" – легендарной летающей крепости под командованием загадочного капитана Алекса Роу. Почему штурмовики зловещей и могущественной Гильдии охотятся за Аль? Что скрывает воздушное течение Грандстрим? Какой секрет тяготит капитана "Сильваны"? История только начинается!
/ © MC Entertainment

Эпизоды:
01 — First Move
02 — Luft Vanship
03 — Transpose
04 — Zugzwang
05 — Positional Play
06 — Arbiter Attack
07 — Interesting Claus
08 — Takeback
09 — Calculate Alex
10 — Swindle
11 — Develop
12 — Discovered Attack
13 — Isolated Pawn
14 — Etude Lavie
15 — Fairy Chess
16 — Breakthrough
17 — Making Material
18 — Promotion Sophia
19 — Sicilian Defence
20 — Grand Stream
21 — Rook Dio
22 — Queen Delphine
23 — Castling Lucciola
24 — Sealed Move
25 — Quiet Move
26 — Resign




Обзор:
(любезно предоставлен сайтом otaku.glazov.ru, огигинатьная статья по тут)

Стадия 1, подготовка к полету. Заполнить бензосистему при помощи бортового альвейера. Залить горючее во всасывающие патрубки мотора агрегатом Виет или заменяющим его плунжером с краником для заливки мотора. Краники после заливки карбюраторов и мотора закрыть. Ручку плунжера после заливки карбюраторов и мотора завернуть.

Многие люди носят в своей душе два взаимоисключающих чувства: сожаление об давно ушедших "старых добрых временах" и стремление к чему-то новому и неизведанному. Это вполне естественно для таких людей - думать что раньше были и девушки красивее и трава зеленее, и погода была не в пример лучше, и несмотря на это они все равно с увлечением гонятся за новиками, читают фантастику про далекое будущее и сетуют на медлительность прогресса. Именно для них и существует этот весьма специфический в жанре фантастики стиль - паропанк. Кратко описать сущность данного течения весьма непросто. Внешне паропанк заключается в том что технологии, привычные современному человеку, и даже более того - футуристичные, фантастические технологии, заключены в обрамлении стиля "ретро": максимум сложной механики, минимум электроники, полное отсутсвие пластмассы и прочего ширпотреба - прочность и основательность во всем. Примеры? Ламповые компьютеры из игры Fallout, или летающий паровоз с машиной времени из последней серии фильма "Назад в будущее". Или например другой американский фильм "Небесный капитан и мир будущего" - очень надо сказать неудачный, но на все сто процентов следующий паропанковскому стилю. Клепанное железо рядом с фантастическими источниками энергии, небывалые аппараты имеющие черты вещей бывших в употреблении в 18-19 веках - это и есть атмосфера паропанка. Есть и другие признаки. Например, в связи с ограничениями жанра действие всегда происходит в альтернативном мире - ибо как еще совместить фантастические события с антуражем прошлых веков?

Стадия 2, запуск двигателя: Соединить стартер с храповиком винта; включить тумблер аккумулятора. дать команду “От винта” и, получив ответ “Есть от винта”, дать знак к проворачиванию. После того как винт начнёт проворачиваться, включить магнето и нажать кнопку вибратора. Как только мотор начнёт работать, отпустить кнопку.
Рассматриваемый нами сегодня сериал "Last Exile" является ярким представителем вышеописанного стиля. Альтернативный мир под названием Prestel - мир где люди научились летать еще на заре индустриальной эволюции. Огромные воздушные корабли разных стран, под присмотром могущественной Гильдии, ведут жестокие схватки друг с другом - а затем, объединившись - и с самой Гильдией. Кроме этих гигантов есть и местный аналог самолетов - маленькие юркие аппараты, "вандшипы". Они впитали в себя дух спортивных автомобилей 20-х 30-х годов прошлого века: хромированные решетки радиаторов, круглые фары, сужающаяся корма. Открытые всем ветрам кабины пилотов обшиты по краям мягкой кожей, а внутри кабины - полный набор ручек, железных патрубков и циферблатов. На лицах пилотов вовсе не современные авиационные шлемы с поляризованныи стеклами - а обычные кожаные шлемофоны какие были у авиаторов чуть ли не до середины 20-го века, дополненные обязательным атрибутом - очками-"консервами". Вандшипы, так же как и большие воздушные крейсера, получают энергию от вещества под названием "клавдий", который попутно является и еденицей экономических расчетов. Есть и большие транспортные вандшипы, с квадратными иллюминаторами в стиле транспортных самолетов 30-х 40-х годов типа знаменитого американского Дугласа. Каждая мелочь в оформлении помогает создать у зрителя чувство что он находится в прошлом - и это добавляет убедительность и правдоподобность всему что он видит на экране, несмотря на то что сюжет не имеет ничего общего с нашим миром.
Кстати, о сюжете. Несмотря на то что его перипетии весьма далеки от реальной жизни, тем не менее его основа весьма близка и понятна: жаркие воздушные бои маленьких истребителей призваны напомнить нам о Второй мировой войне, когда боевая авиация была еще самым грозным оружием на земле... Баталии между линейными воздушными кораблями уходят своими корнями в более далекое прошлое и воспроизводят морские битвы закованных в броню крейсеров начала 20 века. Ну и конечно взаимоотношения между героями - тоже очень нам знакомы: любовь и ненависть, рыцарская честь и гнусные интриги, дружба и предательство. Отважные и мудрые капитаны, храбрые воины, смелые и красивые женщины, подлые и хитрые враги - в бескрайнем бушующем небе Престела найдется место всем.

Стадия третья, подготовка к взлету: прогреть двигатель. Закрыть инжектор масла. Открыть заслонки водо- в маслорадиаторов. Убедиться, что рычаг управления шагом винта установлен в крайнее переднее положение (малый шаг). Подать команду “Убрать колодки" (выбрасыванием рук в стороны) и, получив сигнал “Колодки убраны”, начать руление на взлетную полосу.
Есть у сюжета сериала и еще одна "фишка", не присущая ни к анимэ в целом ни к произведениям студии Gonzo в частности. Это совершенно тотальная неразрывность сюжетной линии. В обычном анимэ за одну серию герои успевают и найти нового врага, грозящего уничтожением всему миру, и пострадать от супостата, и средство найти чтобы от него избавится, да и время чтобы это средство применить - тоже находят, к всеобщему ликованию толпы. с Last Exile все не так. По своей сути - это вовсе даже не сериал, а полнометражный фильм длинною около десяти часов. На протяжении всего этого времени перед нами развертывается очень длинное и насыщенное действиями повествование, поделенное на серии исключительно по времени но уж никак не по смыслу. Это лишний раз подчеркивается тем что каждая серия начинается с того что повторяется конец последней серии, плавно переходящий уже в события новой серии. Кому-то это может и не понравится: местами можно ощутить недостаток динамики развития событий. Но лично мне подобный подход очень импонирует. Цельность и законченность сюжета придают ему большую солидность и значимость.
Тех, кто только приступил к просмотру, сериал может напрячь сложностью восприятия значения хода событий. Какие-то битвы, непонятно кто с кем и за что сражается. Поэтому на первых порах зритель отдает предпочтение "своим", то есть той стороне за кого выступают те герои которые изображены наиболее симпатично. Но потом приходит понимание: создатели играют со зрителем. Бессмысленные на первый взгляд битвы на самом деле бессмысленны. Бывшие враги становятся союзниками, бывшие союзники становятся врагами а затем снова союзниками. Бывшие несимпатичными герои вдруг становятся родными и близкими. К середине сериала зритель начинает понимать что значения "враг" и "друг", "добро" и "зло" совсем не так однозначны как хотелось бы. Прежде чем победить врага надо найти его, а для того чтобы найти врага надо прежде всего победить себя - свои страхи, сомнения, предубеждения, нужно уметь разглядеть в ближнем друга - даже если все говорит об обратном. И вот, вместе с героями, зритель наконец начинает понимать где кроется главный источник бед. Авторы и тут пошли по нетрадиционному пути: в качестве главных злодеев они показали людей, чьи разрушительные действия исходят не от простой тупой ненависти, а от равнодушия. Равнодушие в свою очередь идет от абсолютной власти. Закрывшись в созданном ими закрытом и недоступном мирке повелители играют судьбами людей, не придавая им большего значения чем шахматным фигурам. Но вот эти шахматные фигуры начинают свою собственую игру по своим правилам...

Стадия четвертая, взлет: выпустить закрылки на 15-20 градусов. Удерживая самолет на тормозах увеличить обороты двигателя до 60-70 процентов. Отпустить тормоза и начать разбег, увеличивая мощность двигателя до максимальной. Стремление самолёта развернуться вправо/влево нужно парировать соразмерным движением педали. На скорости более 150 км. в час выдерживая направление, приподнять хвост дачей ручки несколько от себя и взлетать.
Трудно давать оценку анимэ если с предубеждением относишься к студии которая его выпустила. В общем-то студия Gonzo и на это раз не изменила своим принципам. "Last Exile" как и другие творения студии ближе к западным фильмам чем к чистокровному японскому анимэ. Но в данном случае это никак не отразилось на его качестве. Превосходное, оригинальное творение которое можно порекомендовать любому вне зависимости от его предпочтений. Это просто очень хороший мультфильм, сказка о том как люди улетают в небо не для того чтобы вернутся обратно на землю - а для того чтобы остатся в нем навсегда. О людях, которые живут в небе, и которые после смерти становятся еще одной падающей звездой, чтобы кто-то мог загадать желание - и верить что оно обязательно сбудется.

Ну что, полетели?

(c)Pbs. 24 августа 2005 года



Особое мнение(Jo.S.):
Лично у меня вызывает восторг проработтаность мира Изгнанника и цельность его сюжета. Герои идеально вписываются в окружение и выполняют именно ту роль, для которой они предназначены. Клаус - летает, Алекс - мстит . Также стоит отметить отреализм этого аниме. В нём отсутствуют многие условности, которыми аниме частто страдает - напимер в Изгнаннике ни разу эмоции героев не были обозначены условным значком, как это часто бывает, никаких крестиков на лбу или капелек на затылке. Также стоит отметить тот факт, что герои выглядят соответственно своему возрасту. За это стоит сказать спасибо замечательному художнику-иллюстаратору Рэнж Мурате, который рисовал всех героев. Технически аниме представляет собой сложное и мастерское сочитание 2d и 3d анимации. Корабли, интерьеры и большинство пейзажей - чистая трёхмерная графика(хотя и выполненая по всем канонам аниме), а персонажи - классическая двумерная отрисовка. Надо сказать, что соединены они настолько мастерски, что диссонанса никакого не возникает. Думаю, что зря поклонники традиционного рисованого аниме ломают стулья по поводу обилия в этом мультфильме 3d графики. Мультфильм от этого ничуть не пострадал, а даже наоборот приобрёл. Вряд ли мы увидели бы такое моножество батальных сцен и головокружительных полётов, если бы не 3d.





(с) Jo.S. 2005-2017 (подбор материала, редактирование, кодинг и дизайн)